Скиты, кельи, отшельники


Помимо больших общежительных монастырей (Киновий), на Святой Горе находится большое количество скитов, которые принадлежат разным монастырям. Скитами называются небольшие обители, состоящие из келий. Они похожи на маленькие села, в центре которых вместо традиционной площади находится центральный храм, который называется Кириакон, или Воскресный (поскольку каждое воскресенье в этом храме собираются аскеты для богослужения).


Кельи – это небольшие строения, в которых живут два-три монаха. В каждой из келий, есть своя небольшая церквушка, часто пристроенная к самой келье (такие строения называют каливами). Монах, живущий в скиту, должен сам обеспечивать себя всем необходимым для жизни, обрабатывая участок земли с огородом, виноградником и оливковыми деревьями, а также производя небольшие изделия ручной работы (бусы, аналой, резьба по дереву, ладан). Всю неделю монахи едят и молятся в уединении, за исключением Воскресенья, когда вся братия собирается вместе на литургию в центральном храме, а затем для совместного принятия пищи. В некоторых скитах создаются братства иконописцев и серебряных дел мастеров, которые и по сей день являются продолжателями богатых монастырских художественных традиций, которые связаны с именем старца – основоположника этих ремесел (Иосафейские и Данииловские традиции). Единственный скит, который, на сегодняшний день, может оказать гостеприимный прием посетителям – это скит Святой Анны. Во все прочие скиты можно попасть только при условии наличия знакомых в них или попробовав позвонить предварительно по телефону и объяснив причину вашего посещения: возможно, вас согласятся принять.


На Святой Горе вы увидите большое количество келий, которые принадлежат различным монастырям. Келья (иначе - дом) – это старая постройка с пристроенной церквушкой и различными хозяйственными территориями. Там живут обычно 2 монаха, один из которых - старец, а второй - послушник. Когда старец умирает, послушник наследует келью и все имущество усопшего монаха.


Монахи самостоятельно находят пути к обеспечению себя всем необходимым, обрабатывая небольшие клочки земли и производя изделия ручной работы. Поскольку они - отшельники, а не монахи в Киновии, только они сами ответственны за выполнение своих монашеских обязанностей (молитвы, каноны, литургии, посты и т.п). В стародавние времена монахи в кельях были совершенно истощенными и бедными аскетами, которые ежедневно приезжали на осликах в Карею для обмена скромных произведений своего ручного труда на небольшое количество продуктов, а затем возвращались к уединению и молитвам. Сегодня же ситуация изменилась. Некоторые монахи, живущие в кельях, превратились, возможно, с божьей помощью, в довольно предприимчивых людей, наживая имущество усердной работой по перевозке паломников и в других прибыльных делах.  Конечно, это неизбежно  приводит к тому, что ритм монашеской жизни теряет свою строгость и становится более расслабленным, и многие живущие в монастырях считают что «некоторые братья избегают своих обязанностей».


Строгое келейное монашество, во всяком случае, до сих пор существует в более южной части полуострова, в дикой и обрывистой части Афона. Сюда не доходят ни плохие думы, ни дороги, ни посетители. Здесь живут, укрывшись в обрывистых пещерах, последние истинные отшельники. Живут как затворники, отрекаясь полностью от человеческой природы своей, стараясь в беспрерывной молитве и скудной пище, которую им отправляют другие монахи, приблизиться к Любви Бога, надеяться и ждать с волнением будущего рая, который оплачивается ценой невероятно трудной жизни.

Пандократор
Троеручица
Каракал
Ставроникита
Андреевский Скит
Лавра Св. Афанасия
Пояс Богоматери